даём потрогать историю

Интерактивный политехнический музей

Сезонные проездные билеты.
Есть такой раздел коллекционирования – перидромофилия, или страсть к коллекционированию проездных билетов. Настоящие перидромофилы собирают сотни различных билетов, редких, с типографскими ошибками, выпущенные малыми тиражами и так далее. А в коллекции музея «Дедушкин чердак» всего четыре сезонных проездных документа. Зато выпущены они были в сложные и переломные моменты в жизни нашей страны.
1914

Самый старый сезонный билет в нашей коллекции – молодой человек в полный рост, 1914 год. В начале Первой мировой войны каждый день ездил Петроград – Сестрорецк и обратно. Сейчас уже нет этой линии от Финляндского вокзала. Тогда она почти вся проходила в черте города. Стоит обратить внимание, что во все времена до недавнего времени сезонные билеты были именные и с фотографией, а фотография тогда могла стоить дороже самого билета или сопоставимо с ним.
Дачный поезд в Сестрорецк.
1917

Другой билет – это апрель 1917 года, период между революциями – февральской и октябрьской и тоже девушка ездила, видимо, на работу из Шувалово в Петроград туда и обратно. Точнее, продан этот билет 21 апреля 1917 года на три месяца.

Кто помнит из школьного курса истории, что происходило в Петрограде в апреле 1917 года? Вспомнят, наверное, только приезд Ленина, его выступление на броневике около Финляндского вокзале и «Апрельские тезисы».
А между тем столица бурлила. 20-21 апреля случилось первый массовый протест против Временного правительства, вызванный призывами Милюкова продолжать войну до победы. Митинги шли по всему городу. На митинг вышли рабочие Трубочного и Балтийского заводов, заводов «Сименс и Гальске», Кабельного, «Сименс-Шуккерт» и многих других. Над толпами развивались плакаты: «Долой войну!», «Долой Милюкова!», «Да здравствует Совет рабочих и солдатских депутатов!» и «Вперёд к социализму Циммервальда!». К вечеру 21 апреля в стычках на Невском раздались выстрелы, погибло несколько человек. А вот эта молодая девушка на фото пробилась через гудящую толпу к кассам Финляндского вокзала и купила билет. Ей просто надо было ездить на работу, чтобы прокормить себя, а может быть и семью.
Митинг против ноты Милюкова. Петроград 21.04.1917
Митинг на Исакиевской площади. Апрель 1917 года.
Сейчас Шувалово – это в черте города, район Петербурга, а тогда это был ближний пригород. Обратите внимание, что билет до третей станции от вокзала, но бланк всё равно на двух языках – русском и финском.

Нам удалось найти открытку 1914 года из альбома открыток с вокзалами. Это вокзал Шувалово. И он сохранился в почти неизменном виде: нет только навеса над платформой. Если будете в Санкт-Петербурге, сможете убедиться в этом сами.
1937

Меньше всего информации у нас про билет 1937 года. Знаем только, что это билет Московской железной дороги, и действовал он до III зоны включительно. Московская железная дорога обслуживала тогда все пригородные направления, кроме Ленинградского, которое относится традиционно к Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороге.

В 1937 году на всех направлениях кроме Ярославского пригородные поезда ходили под паровозом. И только на Ярославском направлении от Северного вокзала (так тогда назывался Ярославский вокзал) появились первые в Москве электропоезда – электрички. Возможно, что девушка на фото была пассажиркой самой первой электрички Москва-Мытищи.
Первая электричка Москва - Мытищи в музее транспорта Москвы.
Электрички на Северном (Ярославском) вокзале. 1935 г.
1941

Но наиболее ценныйдля нас сезонный билет 1941-го года Москва-Клин, проданный за 10 дней до начала Великой Отечественной Войны. В отличие от других на нём можно разобрать фамилию - Зайденцаль.  Фамилия немецкая, всех немцев в августе 1941 года высылали из Москвы и Подмосковья на Восток подальше от фронта. С помощью корреспондента Клинской местной газеты нам удалось разузнать судьбу этой девушки.
Семья Зайденцаль до войны работала в институте физкультуры в Москве. В августе 1941 г. их выслали в Челябинск, где семья продолжила спортивно –тренерскую работу. Имя Константина Зайденцаля в 1946 году появляется в списках челябинского Динамо, какое-то время он был капитаном этой команды. В 1947 году Зайденцали возвращаются в свой дом в Клину, где до конца жизни продолжают тренировать детей. Он обучал мальчиков футболу и хоккею. Она учила девочек фигурному катанию.

Вот так из маленьких билетов и маленьких историй складывается судьба большой страны.